Физкультминутки в детском саду. Организуем физминутки для дошкольников.
Воспитатели в детсадах и других дошкольных учебных заведениях часто в течение дня делают физкультурные паузы для того, чтобы дети хотя бы на некоторое время изменили умственный вид деятельности на физический.
Во время проведения занятий в детсаду или на дополнительных занятиях дети испытывают как психологическое, так и физическое напряжение. Вследствие этого, дети становятся невнимательными, их перестает интересовать занятие. Следовательно – самое время для отдыха. Таким образом, физкультминутки в детском саду — это необходимая часть образовательного процесса.
Итак, физминутка – это несколько коротеньких упражнений, которые проводятся в течение занятия с дошкольниками в целях предупреждения усталости и переутомления детей, и для восстановления умственной работоспособности.
Это и хорошая возможность разграничить занятия, детям ознакомиться со своим телом и снять психоэмоциональное напряжение. Детям будут наиболее интересны игры-упражнения в стихотворной форме.
Дошкольникам тяжело длительное время быть без движения. Задача воспитателей, учителей вовремя распознать утомление ребенка. У трехлетнего малыша утомление наступает примерно через минут восемь после начала занятий, у ребенка пяти лет – приблизительно через 11 минут, у семилетки – через 14 минут. Поэтому регулярно проводить физминутки для дошкольников очень важно. Благодаря этому мышцы расслабляются, дети успокаиваются, их внимание переключается на другую деятельность и после этого они вновь готовы к занятиям.
Физкультминутки в детском саду лучше проводить комплексно. Однако по времени они должны занимать всего несколько минут, а упражнения должны быть простыми, проводить их лучше под музыку. Физические упражнения активизируют дыхательную систему, улучшают кровообращение и работоспособность.
Есть очень много рекомендаций по поводу того, какие упражнения включать в физминутки для дошкольников.
Можем рекомендовать следующие:
- бег или ходьба на месте – общеукрепляющее упражнение, которое помогает расслабить мышцы;
- подвижные игры и среднеподвижные игры, для которых не нужно много пространства;
- танцевальные движения – делаются под негромкую, лучше плавную музыку в умеренном ритме;
- имитация профессий;
- мимические упражнения;
- упражнения для глаз – следить за движущимся предметом, делать круговые движения, смотреть вверх-вниз, вправо-влево и т. д.;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения для расслабления и другие.
Таким образом, определим основные требования для проведения физкультурных пауз на занятиях с детьми в детском саду:
- проводить занятия каждые 8, 11, 14 минут (в зависимости от возраста дошкольников);
- упражнения не должны быть сложными, но интересными;
- их должно быть удобно выполнять в условиях небольшого пространства;
- обязательно должны включаться упражнения на разминку крупных групп мышц, что улучшает деятельность всех органов;
- лучше, если содержание гимнастических упражнений будет сочетаться с общей программой всего занятия;
- комплекс должен состоять из 2–4 упражнений, как правило, для рук и шейно-плечевой зоны, ног и туловища.
Автор статьи: Юсупова Гюзель Равилевна